Главная » Интересное » Александр Пороховщиков

Александр Пороховщиков

# Добавлено 21.04.2012

«В гроб к Александру Пороховщикову мы положили обручальное кольцо его супруги и локон ее волос…»
Вчера в деревне Рождествено в Подмосковье похоронили народного артиста России.

Видео:


Последние три месяца жизни Александра Пороховщикова были похожи на ад. В феврале у него резко ухудшилось состояние здоровья. Давняя болезнь — сахарный диабет — дала о себе знать. Началась гангрена, и актеру ампутировали часть стопы. Затем у него случился инсульт. Александр Шалвович умер на 74-м году жизни в светлый праздник Пасхи. Говорят, люди, покидающие этот мир в такой день, сразу попадают в рай…

Пороховщиков так и не узнал, что ровно сорок дней назад покончила с собой его супруга, любимая Ирочка. Гроб с телом актера после прощания на сцене Театра имени Пушкина перевезли в село Рождествено, где похоронили рядом с могилой матери Галины Александровны. Пороховщиков признавался, что более близкого человека в его жизни не было никогда.

«Один из счетов Александра Шалвовича был заблокирован, на втором — всего пять тысяч рублей»

Александр Пороховщиков

— За сутки до похорон Александра Шалвовича сложилась просто катастрофическая ситуация, — в сердцах призналась подруга семьи Пороховщикова, дочь актера Сергея Шакурова Ольга Симонова (на фото). — В помощи организации печальной процедуры все отказали. Собственно, заниматься похоронами пришлось мне, адвокату Сергею Жорину, племяннице Пороховщикова Наталье и продюсеру Валерию Комиссарову. К сожалению, лишь единицы помогли нам, и финансово в том числе. Мы дали клич по всей Москве, распространив в социальных сетях информацию о том, что денег на похороны Пороховщикова нет, но откликнулись всего три человека. Спасибо им.

Все началось с того, что несколько недель назад в клинике, где находился Александр Пороховщиков, нам сообщили, что срочно нужны медикаменты. Понадобились деньги, и мы с адвокатом семьи Пороховщикова открыли лицевой счет. За день до похорон пошли в банк, чтобы снять с карточки деньги, но обнаружили, что там нет ни копейки! Когда проверили в сбербанке счет, нам сказали, что на него не поступило ничего. Были в полной растерянности, не понимая, как такое могло произойти. Решили, что, наверное, во время объявления номера счета были перепутаны реквизиты. За сутки до похорон Александра Шалвовича мы оказались абсолютно без средств. По нашим подсчетам, на похороны требовалось около 700 тысяч рублей (189 тысяч гривен). Из собственных средств нам удалось собрать половину. Ситуация осложнялась тем, что нам отказал Дом кино.

— Ведь именно там должны были проходить поминки?

— Изначально мы так планировали. Прощание с народным артистом полностью взял на себя Театр имени Пушкина. Еще в понедельник, за два дня до похорон, мы обо всем договорились с рестораном Дома кино, я собиралась отдавать задаток. Но на следующий день мне неожиданно позвонили из Дома кино, сказав, что договоренность разрывается. Объяснили это тем, что в день похорон Пороховщикова будет проходить фестиваль Никиты Михалкова «Святая Анна» и поминки будут портить настроение участникам кинофорума. Бог им судья… Мы обратились в ресторан Центрального дома литераторов, и нам пошли навстречу.

— Союз кинематографистов России оказал вам какую-то помощь?

— До сих пор ко мне никто не обращался. Признаться, я не могу понять, почему у чиновников от кино такое странное отношение к Александру Шалвовичу. Помогают люди совершенно неизвестные, к тому же не обладающие большими денежными средствами. Безусловно, после похорон мы озвучим их имена.

— Сложно себе представить, что у такого знаменитого артиста, как Пороховщиков, не было никакой заначки на черный день.

— Мы тоже были удивлены, но у Александра Шалвовича не оказалось денег. В последнее время много средств он потратил на лечение и бесконечные суды, связанные с особняком в Староконюшенном переулке. Ведь дом не был собственностью Пороховщикова, как многие считали. Он взят им в аренду у правительства Москвы сроком на 49 лет. Александр Шалвович мечтал сделать там музей. Поэтому все крики о том, кому же достанется дом Пороховщикова стоимостью 10 миллионов рублей, просто бред! Мы проверили его счета. Один заблокирован еще с 1997 года, на втором было всего пять тысяч рублей. Никаких накоплений у Пороховщикова не оказалось. Возможно, они и есть, но мы до сих пор ничего о них не знаем.

«Просто не могу существовать без Саши…» — сказала Ира. Сразу после этого ее нашли повесившейся»

— Александр Шалвович написал завещание?

— Насколько я знаю, нет. При жизни он всем говорил, что хочет быть похоронен в селе Рождествено рядом с мамой Галиной Александровной. Он покупал когда-то этот участок и оставил место и для себя.

— Александр Пороховщиков так и не узнал о том, что его супруга покончила жизнь самоубийством?

— Конечно, нет. Никто и подумать не мог о том, чтобы рассказать ему о трагедии. Александр Шалвович до конца своих дней находился в сознании, но, так сказать, уходящем. Врачи нас предупредили, если попытаемся донести до Пороховщикова какую-то негативную информацию, тут же его потеряем. Он был очень слаб, болезнь и страдания буквально сожгли его разум и тело. Последний раз я видела Александра Шалвовича в здравом уме, когда его перевозили из одного отделения больницы имени Сеченова в другое. Он лежал на каталке совершенно бледный, с потухшим взглядом. К нему подбежала жена, обняла его, потом подошла я. Пороховщиков очень крепко сжал мне руку, перекрестил и тихо сказал: «Олечка, у тебя все будет хорошо». Я всю жизнь буду благодарна их семье за то, что в свое время поддержали меня в непростой жизненной ситуации… Я знаю, что Ира видела супруга в последний раз, когда его перевозили в институт неврологии. Она ехала с ним вместе в реанимобиле, держа за руку и моля Бога о выздоровлении…

— Рассказывают, что Ирина последние месяцы была в подавленном состоянии.

— Это была глубокая депрессия. Здоровье Пороховщикова становилось все хуже и хуже. Потом Ире сказали, что у Александра Шалвовича инсульт. Ира лишь немного успокоилась, когда супругу сделали операцию, и она прошла успешно. Помню, я ночевала у Иры в ту ночь, когда Александр Шалвович лежал на операционном столе. Утром она сказала мне: «Саше сделали операцию, я уверена, он будет жить». И отпустила меня. А потом случилось непоправимое…

— Правда, что перед смертью Ирине позвонил кто-то из врачей и сказал, что супругу осталось жить всего несколько дней?

— Да, но я предполагаю, что она, находясь в расстроенных чувствах, могла что-то не так понять. В состоянии нервного расстройства позвонила мне вечером. Говорила, что не хочет больше жить, покончит с собой и никого в этом не винит. «Просто не могу существовать без Саши…» — сказала Ира. Я тут же вызвала наряд милиции, но они приехали слишком поздно. Ира уже повесилась…

*Несмотря на 25-летнюю разницу в возрасте, Ирину и Александра Пороховщиковых называли современными Ромео и Джульеттой. Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

— Вот и не верь после этого в судьбу.

— Даже не знаю, почему две такие сильные личности буквально один за другим ушли из этого мира. Иру и Сашу кто-то назвал современными Ромео и Джульеттой. Даже у меня такое ощущение, что они умерли не с разницей в сорок дней, а одновременно. Иру мы похоронили 17 марта, а Александра Шалвовича — 18 апреля. Жуткая, трагическая судьба.

— Ваши семьи давно дружили?

— Моя мама, актриса Татьяна Кочемасова, дружила с Ирой почти 30 лет. Ирина рассказывала, что помнит меня еще с того времени, когда я была в животике у мамы. Потом Ира периодически возникала в моей жизни вместе с Александром Шалвовичем. Мы были старые друзья. Могли не видеться по несколько месяцев, а затем встретиться будто только что расстались. Между нами существовала особая, почти родственная связь. Полгода назад в моей жизни произошли неприятные события: муж пытался похитить наших детей. Я очень переживала. Первыми, кто поддержал меня, были Пороховщиковы. Ира вдруг позвонила, сказав: «Оленька, куда же ты пропала? Мы с Александром Шалвовичем узнали твою историю и хотим помочь…» Последние месяцы я часто оставалась погостить на несколько дней в загородном доме Пороховщиковых. Тогда Ира признавалась, что разочаровалась практически во всех своих подругах. Все, что она им рассказывала о жизни с Александром Шалвовичем, тут же становилось известно прессе. В конце концов Ирина перестала кому-либо верить.

«Жена Александра Шалвовича всегда жила только для него»

— Скандал, который разгорелся в СМИ пару месяцев назад после того, как Пороховщиков якобы бесследно пропал, тоже «дело рук» ее всеведающих подруг?

— Конечно! Александр Шалвович действительно пропал. И как раз в тот день, когда Ира жаловалась одной из своих подруг, что супруг куда-то уехал, позабыв дома таблетки. Буквально через полчаса эта информация в приукрашенном виде появилась в интернете, а затем начала разрастаться до масштабов огромного скандала. На самом деле Ира совершенно не собиралась рассказывать прессе подробности своей личной жизни.

— Говорят, у Александра Шалвовича был достаточно сложный характер.

— Покажите мне хотя бы одного артиста такого уровня, как он, с простым характером. Ира никогда не скрывала того, что жизнь с актером — это огромный труд. Даже обладая замечательными человеческими качествами, актер в первую очередь любит себя. Но Ира с этим мирилась, более того, они прожили вместе 30 лет. Естественно, в их жизни было много сложностей, скандалов, как в любой семье. Знаете, она мне напоминала жену-декабристку, прекрасно знавшую, на что идет. Ира была очень мудрой женщиной, совсем не слабачкой, как ее пытаются сейчас представить. Она была личностью, и Пороховщиков любил ее за это. Ира всегда жила для Александра Шалвовича. Его приоритеты были главными и в ее жизни.

— У них была большая разница в возрасте — 25 лет.

— Этого никогда не чувствовалось. Сейчас рассказывают, что Александр Шалвович впервые увидел Иру, когда ей было 14 лет, и тут же полюбил. Чепуха. Они встретились, когда Ире уже исполнилось 18, а Пороховщиков был известным советским актером. Она полюбила его с первого взгляда. Александра Шалвовича невозможно было не любить, в нем чувствовалась удивительная мужественность, что так редко сейчас встречается у представителей сильного пола. Ира никогда ни о чем в своей жизни не жалела. Может быть, лишь о том, что у них не было детей. Впрочем, она не любила говорить на эту тему, и я старалась не задавать лишних вопросов. Хотя знаю, как она мечтала о детях.

— Когда хоронили Ирину, у нее с руки сняли обручальное кольцо, чтобы отдать Александру Шалвовичу.

— Мы до последнего надеялись, что ему все-таки удастся справиться с болезнью. Если бы он пришел в себя, Пороховщикову отдали бы Ирино обручальное кольцо. Мы положили его в гроб к Александру Шалвовичу. Как локон ее волос и горсть земли с могилы Ирочки. Пусть на Небесах они будут вместе…



# Добавлено 17.04.2012 09:25
В проведении панихиды по народному артисту Пороховщикову Александру произошла неувязка - руководство Дома кино отказало в проведении траурного мероприятия.
Вчера стало известно, что прощание с народным артистом России Александром Пороховщиковым, скончавшимся в воскресенье, 15 апреля, состоится в московском театре имени Пушкина 18 апреля в 10:30. Похоронят Александра в селе Рождествено Дмитровского района - рядом с могилой его мамы.
Гражданскую панихиду по известному актеру и режиссеру планировалось провести в Доме кино. Однако руководство Дома кино отказало в проведении траурного мероприятия, так как этот день совпал с ежегодным фестивалем студенческих работ «Святая Анна». Поминки по актеру, как считает руководство Дома кино, может негативно отразиться на торжественном настроении молодежного фестиваля, сообщает Life News.
«Они говорят, что мы испортим торжественную атмосферу фестиваля, если проведем поминки. Как будто бы мы привезем в Дом кино тело Саши, но этого мы делать и не собирались», - заявила в интервью журналистам дочь знаменитого режиссера Ольга Шакурова.



# Добавлено 16.04.2012
Кому может достаться наследство Александра Пороховщикова.
Александр Пороховщиков

Александр Шалвович на 37 дней пережил свою жену Ирину... Фото: Russia Look

Знаменитый артист скончался в пасхальную ночь на 74-м году жизни.

Известный адвокат считает, что без судебного процесса дело не обойдется.

Александр Пороховщиков умер через 37 дней после самоубийства его жены Ирины. Смерть которой, как бы цинично это ни звучало, окончательно запутала ситуацию с наследством Пороховщикова. Супруги владели двумя квартирами в центре Москвы - двухкомнатной на Комсомольском проспекте и трехкомнатной на проспекте Мира. Причем двушка была оформлена на Ирину - это квартира ее покойных родителей. Также Пороховщиков владел большим родовом особняком на Арбате, домиком в Подмосковье и автомобилем.

- Насколько мне известно, Александр Шалвович не оставил завещания, - сообщил корреспонденту "КП" адвокат Сергей Жорин. - В вопросы наследования я не вникал - да сейчас и не самое удачное время вникать в них.

Основной наследницей в данной ситуации становится его двоюродная сестра Алла Дмитриева. Она - ближайшая его родственница, матери Александра Шалвовича и Аллы Алексеевны были сестрами. Однако у Пороховщикова остались и другие родственники - две дочери его отца Шалвы Барабадзе от второго брака, живущие в Грузии.


# Добавлено 15.04.2012

# СКОРБИМ. Сегодня, 15 апреля 2012 года, наша надежда на выздоровление Александра Пороховщикова умерла вместе с любимым актером...
Мы надеялись. И когда ушла из жизни Ирина, что было нокаутирующим ударом для всех, все-таки думалось - она неправа, поспешила, он выкарабкается, выживет, поправится... И в названии нашего поста не хотели менять в конце восклицательный знак на вопросительный - боялись сглазить. Не сложилось.
Богу было угодно забрать его в день Великого Воскресения.

Похороны известного актера Александра Пороховщикова пройдут 18 апреля.



*** Памяти Александра Пороховщикова - аристократа российского кино посвящается

Напомним: последний месяц Александр Шалвович провел в реанимации одной из московских больниц.

Даже после успешной операции на головном мозге врачи опасались, что из-за сахарного диабета, которым последние шесть лет страдал 73-летний актер, могут образоваться новые тромбы, грозящие очередным инсультом.

Больше месяца врачи боролись за жизнь Александра Шалвовича, но чуда не случилось.

После операции актер пришел в сознание, но все равно был очень слаб.

Врачи не стали сообщать Пороховщикову о том, что его любимая жена Ирина, узнав о его тяжелом состоянии, наложила на себя руки.

- Александр Шалвович скончался в больнице в ночь с субботы на воскресенье,- написал в своем Твиттере адвокат Пороховщикова Сергей Жорин.- Предположительно, у Александра Пороховщикова остановилось сердце... Его любимая супруга Ирина была права, когда сказала мне однажды, что Александр Шалвович уже никогда не выйдет из больницы. Любящее сердце всегда знает. Не могу поверить...В среду 40 дней, как с нами нет Ирины Пороховщиковой...Все разговоры о том, как сообщить ему о трагедии с Ириной, оказались напрасны. Сегодня всю ночь мне снились кошмары. Я проснулся с каким-то ощущением тревоги...Сегодня скончался человек, которого я считал своим отцом...

Напомним: Александр Пороховщиков еще задолго до трагедии, которая разыгралась в его семье, рассказывал своим близким, что ему хотелось бы найти последний приют на кладбище в селе Федоровка, рядом со своей мамой... Именно там актер выкупил участок на кладбище, чтобы даже после смерти быть с любимой мамой.

Похороны Александра Шалвовича взяла на себя его двоюродная сестра и адвокат Сергей Жорин.

- Похороны Александра Шалвовича пройдут скорее всего на 40-ой день после смерти его жены Ирины... Мистика! - написал в своем Твиттере адвокат Сергей Жорин.
Александр Пороховщиков





ДОСЬЕ.
Александр Пороховщиков

Александр Пороховщиков

Александр Пороховщиков

Александр Пороховщиков

Александр Пороховщиков

Фильмография:
1967 Поиск
1968 Крах
1969 Гори, гори, моя звезда
1970 Случай с Полыниным
1970 Спокойный день в конце войны
1972 Бой после победы...
1973 Ринг
1974 Свой среди чужих, чужой среди своих
1975 Бриллианты для диктатуры пролетариата
1975 Капитан Немо
1975 Ярослав Домбровский
1975 Звезда пленительного счастья
1976 Огненное детство
1976 Вы мне писали…
1977 Ералашный рейс
1977 Талант
1978 И ты увидишь небо
1978 Ищи ветра...
1978 Особых примет нет
1978 Поговорим, брат...
1978 Стратегия риска
1978 Человек, которому везло
1979 Город принял
1979 Выгодный контракт
1979 С любимыми не расставайтесь
1980 Семейный круг
1980 Ангел мой (к/а «Молодость»)
1980 Два долгих гудка в тумане
1980 Крах операции «Террор»
1980 Тростинка на ветру
1982 Наследница по прямой
1983 Лунная радуга
1983 Избранные
1984 Возвращение с орбиты
1984 Завещание профессора Доуэля
1984 Канкан в Английском парке
1984 Пока не выпал снег
1985 Тайны мадам Вонг
1986 Первоцвет
1987 9 мая - режиссер
1988 Следствие ведут знатоки. Дело 22. Мафия
1990 Все впереди
1990 Живая мишень
1990 Битва трех королей
1991 ...Цензуру к памяти не допускаю - режиссер, сценарист, актер
1992 «Тридцатого» – уничтожить!
1992 Воля
1994 Woyzeck
1994 Хаги-траггер
1997 Мытарь
1999 Ворошиловский стрелок
2000 Женщин обижать не рекомендуется
2000 День рождения Буржуя
2000 Черная комната (серия «Обскур»)
2000 Империя под ударом (серия «Великая княгиня»)
2001 Под Полярной звездой
2002 Третейский судья
2002 Игра в стиле модерн
2002 Удар лотоса 2: сладкая горечь полыни - актер, режиссер
2003 Тайный знак: возвращение хозяина
2003 Даша Васильева. Любительница частного сыска - сериал
2004-2006 Шпионские игры - сериал
2005 Чердачная история
2005 Рождественские истории - короткометражный
2005 Небесная жизнь
2005 Даша Васильева. Любительница частного сыска -4 - сериал
2005 Авантюристка - сериал 2006 Кадетство. 1 сезон - сериал
2007 Кадетство. 2 сезон - сериал
2007 Софи
2007 Кадетство. 3 сезон - сериал
2008 Я вернусь
2008 Право на Надежду (Украина)
2008 День зависимости (Украина)
2008 Белая медведица 2009 Генеральская внучка - сериал
2009 Блудные дети (Россия-Украина)
2009 Исаев
2009 Генеральская внучка - 2 - сериал
2010 Когда цветет сирень
2010 Естественный отбор
2011 Крутые берега
2011 Девичья охота
2012 Однажды в Ростове
2012 Мы из джаза-2

Александр Пороховщиков

Александр Пороховщиков

Александр Пороховщиков

Александр Пороховщиков

Александр Пороховщиков

Александр Пороховщиков

ПОРОХОВЩИКОВ
Александр Шалвович

Родился 31.01.1939, Москва

Народный артист РФ (1994)
Лауреат главного приза «Золотой парус» МКФ российских фильмов в Сан-Рафаэле (1993)
Лауреат приза «Немеркнущая зрительская любовь» (фестиваль «Виват, кино России!») (2003)
Кавалер ордена «За благодеяние» (2005)

Родина. Род. Родители

Александр Шалвович Пороховщиков родился 31 января 1939 года в Москве. Род Пороховщиковых оставил заметный след в российской истории. Прадед Александра Пороховщикова — Александр Александрович, дворянин, фабрикант, меценат, строитель и владелец “Славянского базара”, участник сооружения храма Христа Спасителя в качестве архитектора и вкладчика средств в его строительство. Дед - тоже Александр Александрович Пороховщиков - изобретатель первого в мире танка и вездехода, после 1917 года - крупный авиаконструктор, возглавлял КБ. В 1941 году арестован по стандартному обвинению в шпионаже и расстрелян. Спустя 15 лет полностью реабилитирован.

Вскоре после ареста деда, когда Александру было два года, из семьи ушел отец – Шалва Барабадзе, подающий надежды хирург. Отца мальчику заменил отчим Михаил Дудин – военный архитектор, который пришел в семью Пороховщиковых в самый тяжелый момент, за что Александр впоследствии был ему очень благодарен. Из Москвы в 1946 году семья Пороховщиковых-Дудиных уехала в Магнитогорск, где отчима назначили главным архитектором. По настоянию матери, Саша Пороховщиков стал Дудиным (фамилию деда Александр Шалвович взял уже став взрослым – он хотел, ни много, ни мало, вернуть этому доброму имени былую славу).

В семье, где рос Саша Пороховщиков, вопросы собственности и происхождения никогда не поднимались. Лишь рассматривая фотографии из семейного альбома, которых осталось крайне мало, он пробовал выспросить у бабушки и мамы, кто на них изображен. И каждый раз ответ был либо весьма приблизительный, либо: «Подрастешь – узнаешь». Опасно было передавать несмышленому мальчишке подробную информацию о происхождении рода, о заслугах прадеда и деда. Ведь они хорошо помнили ту ночь, когда арестовали, а потом и расстреляли деда…

Правду о своих предках Александру Шалвовичу удалось узнать только спустя много лет, когда появилась возможность получить доступ к архивным документам: «Мне удалось найти много нового и интересного о роде Пороховщиковых. Я обнаружил потомков нашего рода в Париже, Англии, даже в Индонезии. Оказывается, по одной из родственных ветвей в числе моих предков композитор Петр Ильич Чайковский, а по линии патриарха Алексия Симанского я родня нашему патриарху Алексию Второму».

В детстве Саша Пороховщиков мечтал быть путешественником. Разглядывал географическую карту и пытал бабушку: что за линии? Она объяснила: это границы. «Какие могут быть границы?» - думал мальчик. А бабушка, как будто слыша его мысли, говорила: «Запомни, Шурка, раз и навсегда: весь мир – твой! Никто у тебя не может его отнять: ни ЦК партии, ни ЧК. Тебя могут уничтожить, запретить пересекать границы, но это будет насилие. Ну, а границы придумали люди. Я верю: человечество поймет, что границы не нужны, и каждый будет жить, где хочет. Но Создатель родил тебя россиянином». Об этом Пороховщиков не забывал никогда – о России он говорит только с гордостью и любовью: «Я понимаю: сильнее России в мире нет никого. Она сейчас как слон, у которого заболела нога, и он на одно колено упал, а вокруг сразу шавки затявкали. Мне больно, когда в нашей профессии начинают вылизывать иностранных актеров. Даже Алену Делону, однажды приехавшему в Москву, стало не по себе: вокруг него суетились подобострастные чиновники, а рядом сидел никем не замечаемый Смоктуновский. Русские актеры – самые великие!».

Детство аристократа.

В детские годы Александр был предоставлен самому себе, и воспитанием его в основном занималась улица. Вот какой случай из детства он вспоминает: «В 8 лет со мной произошел страшный случай. Старшая шпана пошла грабить гортеатр. А меня, мелюзгу, поставили на шухере. А тут мороженое кругленькое продавалось, которое я просто обожал. Я купил эту маленькую штучку, стою на шухере, наслаждаюсь… И вдруг – свистки. Я получаю такой удар, что теряю сознание. Ну, в общем, проворонил я… А наутро пришли какие-то дяди, забрали меня и отвезли на 13-й участок. А 13-й участок – это место такое, куда сливали со всего города гадость. Там по насыпи шел поезд, останавливался и опрокидывал ковши. А под насыпью труба, так как земля осела, в трубу уже никакая вода не попадала.

И вот один мне сказал: «Полезешь туда – жить будешь». Такое наказание придумали, значит. Ну, я полез. Два метра пролез. Жуткий запах, мыши дохлые. Назад уже невозможно двинуться. Я от ужаса стал потеть и как будто разбухать. И в этот момент я закричал: «Мама!». С той стороны детишки копошились, они услышали и позвали рабочих, которые неподалеку что-то ремонтировали. Они мальчика опутали веревками, спустили к трубе, кинули мне петлю и выдернули меня, как пробку из бутылки. Первые секунды я ослеп. Шок! А ухо левое у меня и так не слышало, а тут и правое вовсе заглохло…»

Из школы будущий «русский Брандо» приносил одни «двойки» и «тройки», чередующиеся с постоянными жалобами учителей на плохое поведение. Матери предлагалось срочно принять меры, но все попытки «выровнять» сына по советским меркам неизменно оканчивались неудачей: однажды она отвела Сашу к частной преподавательнице музыки, но уже через несколько занятий мальчик сбежал, объяснив матери, что учительница перед занятиями злоупотребляла чесноком, и терпеть это не было никакой возможности.

После смерти Сталина в 1953 Дудины-Пороховщиковы переехали в Челябинск: отца назначили главным архитектором области. Сначала семью поселили на даче около озера Смолино. В это время Александр сблизился с отчимом и подолгу проводил с ним время: «Мы, бывало, с Мишей (так я звал отчима) на лодке уплывем, если начинает штормить, Галя (то есть мама) бросалась в воду и плыла за нами».

В Челябинске Пороховщиков окончил школу рабочей молодежи, часто пропуская занятия из-за драк и гулянок в шумной дворовой компании: «Драчун был жуткий! Рос-то на улице. А драки тогда вообще были нормой. Однако существовал неписаный закон чести: не бить лежачего, не драться насмерть. А после побоища противники мирно сидели, выпивали, беседовали. Если кто-нибудь влюблялся в девушку легкого поведения (баруху), он не позволял о ней слова дурного сказать. Влюбленная парочка шла на прогулку, а за ними – толпа «охранников». Вспоминаю то время как самое счастливое в моей жизни!».

В поисках призвания.

После окончания школы в 1957 году длинноволосый Александр Пороховщиков поступил в Челябинский мединститут, где вместе с приятелями немедленно создал джаз-банд. Кроме того, Александр продолжал занятия боксом – ему прочили блестящую спортивную карьеру. Однако занятия медициной – а именно хирургией и органической химией – вскоре увлекли Пороховщикова по-настоящему: «Когда готовился к экзамену по анатомии, все время ел булочки. У врача, я так думаю, психология особая. Он всегда у порога жизни и смерти. Его уже не задевает то, что трогает обычных людей. Из предметов больше всего любил органическую химию. С удовольствием экспериментировал над лягушками. У меня их дома целая ванна была. Ни одна лягушка не умерла, за что я поставил себе пять с плюсом. Хирургия безумно нравилась».

С тем временем у Александра Шалвовича связаны самые теплые воспоминания: «Помню, как дежурил в больницах... Анекдоты старушкам рассказывал. Они так хохотали, что одна из-под капельницы с кровати упала. Я едва успел ее подхватить, и мы вместе с ней на утку грохнулись. Слава Богу, жива осталась, выписалась потом. Я всех смешил до потери сознания… Очень льстило, когда больные называли меня врачом. Старушки при встрече улыбались, гладили по макушке. Ощущение было потрясающим. Ведь это так здорово, когда ты помогаешь кому-то, когда у человека глаза начинают блестеть, надежда появляется».

Опыт, полученный за два года учебы в медицинском, оказался бесценным в будущем: «Я всегда стараюсь помочь людям, если могу. И это качество, по-моему, во мне осталось от соприкосновения с медициной. С моей точки зрения, профессии врача и актера очень похожие. Искусство ведь тоже лечит. И есть у него тоже свои противопоказания. Как, например, картины и спектакли, когда люди смакуют самое низменное. Ведь как быстрее всего обратить на себя внимание? Взять и оголиться. А и в жизни, и в искусстве все наоборот. Все голые ходят...».

Медицинское образование впоследствии помогало Пороховщикову и в актерской профессии – еще со студенческих лет ему было достоверно известно, как чувствуют себя старики и пьяницы, известна физиология пограничных состояний, физическое ощущение старости, запах упадка и отчаянья: «Как сыграть старость? Некоторые начинают кашлять: «Кхе, кхе, кхе...». А старый человек – это медленные движения. Он бережет силы, которых у него и так мало. Ходит, едва двигая ногами, шаркающей походкой. Посмотрите на старичков: они все время думают. В глазах – вечность, как у черепахи Тортиллы, которая триста лет прожила. Если молодые люди очень эмоциональны в своих реакциях, то старики просто констатируют. Они уже так мудры, что не тратят себя попусту».

Александр Шалвович считает профессию врача божественной, и теперь даже немного жалеет, что в свое время не продолжил обучение. Но в то время двадцатилетнему юноше казалось, что врачи обречены на незаметное существование и жертвенное служение людям, а его манили слава, успех и признание – хотелось восстановить громкое некогда имя Пороховщиковых. И в музыке, и в боксе Пороховщиков достиг больших успехов, но его амбиции были связаны только с театральной сценой.

В 1960 году – почти двадцать лет спустя – Пороховщиковы вернулись в Москву. Так как мать Александра когда-то училась в ГИТИСе, ей удалось устроить сына мебельщиком-реквизитором в Театр им. Е. Вахтангова. И вот уже в 1960 – 1961 гг. он учится на курсах повышения квалификации актеров театра при ВТО, а в 1962 поступает на вечернее отделение Щуки. Почему на вечернее? Просто на вступительном экзамене абитуриент Пороховщиков подрался с пожарником, который запачкал его идеально чистую накрахмаленную рубашку. С этого момента смыслом жизни Александра Пороховщикова стал Театр. По его собственным словам, в то время в Щуке учились два комика – на дневном Александр Калягин (тоже врач по первому образованию, кстати), на вечернем – он, Пороховщиков. Именно поэтому после окончания училища в 1966 его пригласили в театр Сатиры как острохарактерного комедийного актера.

Дебюты мастера.

Дебютом Александра Пороховщикова в театре Сатиры стала роль Белогубова в спектакле «Доходное место» по Островскому, поставленном М. Захаровым. В этом спектакле партнерами актера-дебютанта стали как восходящие звезды советского кино – Андрей Миронов и Анатолий Папанов, так и легенды театральной сцены – Татьяна Пельтцер и Георгий Менглет. Вначале Пороховщикову предназначалась главная роль – Жадова, но сыграл ее Миронов. Эта замена очень раззадорила вспыльчивого актера, и Пороховщиков подумал: «Ну, подождите, я вам выдам!». И в самом деле «выдал», да еще как! Роль Белогубова немедленно стала легендой театральной Москвы, а за кулисы к дебютанту с похвалой приходили корифеи Эраст Гарин и Михаил Яншин. Тем не менее, Пороховщиков вовсе не приписывает феноменальный успех спектакля исключительно своему таланту: «Дело было не только во мне, но и в Миронове, и в режиссуре Захарова. Он ведь поставил как раз историю об этих молчаливых мужчинах в одинаковых костюмах, имя которым – чиновники. А они-то и распознали в героях классической пьесы самих себя. Хрущевская оттепель уже давно закончилась. И всякие идеологические отклонения вызывали подозрения. Мы сыграли «Доходное место» чуть больше десяти раз. Спектакль закрыли». Спектакль закрыли, но слава о молодом, потрясающе талантливом актере расходилась по Москве, как круги от камешка по воде.

Затем была пьеса «Банкет» Григория Горина и Аркадия Арканова. Председатель райисполкома в исполнении Пороховщикова получился настолько остросатирическим, что главный режиссер Валентин Плучек сказал: «Если мы оставим его в таком виде, то спектакль закроют». И из 30 страниц текста он оставил Пороховщикову одну: «Я переживал до слез и сказал, что не буду играть совсем. В спектакле сыграл другой актер и провалился». «Банкет» закрыли вслед за «Доходным местом». Как известно, принципиальность и молодость – не самое лучшее сочетание для актера, поэтому долгое время Пороховщиков появлялся на сцене театра Сатиры только в массовках. Когда у В. Плучека спросили, почему так происходит, он ответил: «Пороховщиков такой актер, что у меня для него ролей нет». Спектакль «Обыкновенное чудо» по пьесе Е. Шварца, в котором Александр Шалвович репетировал министра-администратора и придумал ставшую впоследствии крылатой фразу о «крылышках – бяк, бяк, бяк, бяк», на сцене так и не появился. Когда Пороховщиков заявил, что уходит, Плучек скептически спросил: «Ты думаешь, что где-нибудь лучше найдешь?». Это только укрепило принятое решение. Пороховщиков ушел и фактически оказался на улице.

Наступило мучительное время поисков работы. Правда, его пригласил в Театр Моссовета Ю. Завадский, но руководство театра потребовало, чтобы актер прошел соответствующий экзамен на сцене, так сказать, доказал всем свою «творческую состоятельность», на что Пороховщиков ответил решительным «нет». Вот что вспоминает Александр Шалвович о том «смутном времени»: «Лежал дома на диване, смотрел в потолок. Да и верный «друг» артиста – алкоголь – всегда был под рукой».

Эту драматическую идиллию нарушил звонок из Театра на Таганке: «Вас хочет видеть Юрий Петрович Любимов». Пороховщикову происходящее казалось не просто спасением, но осуществлением какого-то неясного сна, потому что наяву мечтать о таком было бы просто безумством: «Пришел к Любимову. Он отправил меня смотреть спектакль. Шла его легендарная постановка «А зори здесь тихие». У меня горло перехватило от этого спектакля. Вернулся в кабинет к Любимову. Он спрашивает: «Хочешь работать со мной?» Я, естественно, согласился. «Иди – оформляйся», - сказал Юрий Петрович». Так без всяких прослушиваний, собеседований и экзаменов на профпригодность Пороховщиков оказался в легендарном Театре на Таганке... Было это в 1971 году.

К тому времени за плечами у Пороховщикова были работы в нескольких фильмах. Дебют актера в кино состоялся в 1967 году – в фильме «Поиск» он сыграл небольшую роль архитектора. Затем были роли в фильмах «Крах» (1968, реж. В. Чеботарев), «Гори, гори, моя звезда» (1969, реж. А. Митта), «Случай с Полыниным» (1970, реж. А. Сахаров), «Спокойный день в конце войны» (1970, реж. Н. Михалков). Уже тогда за Пороховщиковым закрепился образ сильного, мужественного человека с трагической судьбой. Как правило, это был человек «из вражеского стана» - уж больно не вписывался его врожденный аристократизм и спокойная уверенность в рамки страны и времени, поэтому актеру все больше доставались роли белогвардейцев, немцев и прочих «врагов народа».

Между тем, первая серьезная роль в кино состоялась в 1973 году – в детективе Виллена Новака «Ринг», где Пороховщиков сыграл бывшего чемпиона по боксу, а ныне майора милиции Исаева. Как позже признавался Александр Шалвович, в картине было много автобиографического, материал фильма во многом совпал с воспоминаниями его юности. А через год на экраны вышел фильм Н. С. Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», где Пороховщиков сыграл одну из лучших своих ролей – председателя губЧК Кунгурова: «Я благодарен Никите Михалкову за то, что он мне доверил эту роль. Ведь мой герой – это не кондовый коммунист, а чекист. И если вы помните, там были сцены, когда они очень сомневались в том, что делали. Те люди искренне верили в идею. Да, она не состоялась, но люди верили, ведь без веры жить невозможно. Поэтому, когда хают то время, я не всегда соглашаюсь. Да, в то время было много страшного, но было много интересного и хорошего».

Аплодисменты, аплодисменты.

После ярких ролей в «Ринге» и «Своем среди чужих…» от кино-предложений у Пороховщикова не было отбоя. Даже притом, что актер принимал не все предложения, случалось, что за год ему приходилось поработать в трех-четырех фильмах. Только за пять лет он снялся в 21 картине: «Ярослав Домбровский» (1975, реж. Б. Поремба), «Звезда пленительного счастья» (1975, реж. В. Мотыль), «Капитан Немо» (1975, реж. В. Левин), «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (1975, реж. В. Кроманов), «Огненное детство» (1976, реж. Ю. Швырев), «Вы мне писали…» (1976, реж. А. Манасарова), «Талант» (1977), «И ты увидишь небо» (1978), «Ищи ветра» (1978, реж. В. Любомудров), «Особых примет нет» (1978, реж. А. Бобровский), «Поговорим, брат...» (1978, реж. Ю. Григорьев), «Стратегия риска» (1978), «Человек, которому везло» (1978, реж. К. Ершов), «Город принял» (1979, реж. В. Максаков), «Выгодный контракт» (1979), «С любимыми не расставайтесь» (1979, реж. П. Арсенов), «Семейный круг» (1980), «Два долгих гудка в тумане» (1980, реж. В. Родченко), «Крах операции «Террор»» (1980, реж. А. Бобровский), «Тростинка на ветру» (1980, реж. В. Аристов).

Критики единодушно твердили о его богатом творческом потенциале и обвиняли режиссеров в эксплуатации его выразительной внешности, умных задумчивых глаз и атлетического телосложения. Рассказывает А. Пороховщиков: «Так сложилось, что когда я сыграл царского офицера в картине «Ищи ветра», то кроме отрицательных ролей я ничего не получал. Вереницей пошли белогвардейцы. Обидно было, что, скажем, играешь большую роль – и никакой отдачи. Тех, кто сыграл красных, награждали премиями, одаривали званиями. А мы – из другого стана – «отдыхали». Даже зритель…вот чем лучше ты сыграл отрицательную роль, тем хуже он к тебе относится. Меня одна зрительница сумкой била и вопила: «Вы и в жизни, наверное, такой негодяй, как в кино! Что же вы всех лошадей расстреляли»» (эпизод из фильма «Ищи ветра»).

К счастью, не все зрительницы были такими впечатлительными, и к началу 80-х за Пороховщиковым уже прочно закрепилась слава секс-символа. И не только на экране: «Было у меня много увлечений, и в большинстве случаев я ко всем девушкам относился серьезно, даже всех помню, хотя их было очень много! Но в каждой искал ЕЕ и потому от всех не просто уходил – убегал. У меня такие красотки были! Мне жениться все время что-то мешало. Потом я понял, что во всех женщинах я искал свою маму».

В театре ситуация была не такой идиллической: Пороховщикова часто пытались назначить на роли Высоцкого, чтобы подстраховаться на случай его загулов. Актер отказывался, заявляя, что пришел в театр играть, а не подсиживать Высоцкого. Любимов понял и не возражал: «Правда, потом, когда Таганка перестала быть Таганкой, которую любили за дух свободы, когда стали появляться звания, всякие привилегии, заграничные гастроли, то я понял, что надо уходить. И ушел. Сам».

Так Александр Пороховщиков оказался в труппе Театра им. Пушкина. Одной из лучших его ролей там стал Вожак в «Оптимистической трагедии» В. Вишневского. Переход в этот театр оказался для актера судьбоносным – здесь он встретил девушку, которая изменила всю его последующую жизнь.

«Жизнь» равняется «любовь»?

Новой избранницей актера стала 15-летняя Ирина Жукова, которая работала в том же театре. После школы девушка собиралась поступать в ГИТИС на театроведческий, и в 9-м классе пошла в костюмеры, чтобы заработать стаж. Кстати, поначалу Пороховщиков девушке очень не нравился, и в частности, своей репутацией дон-жуана: «Пороховщиков уже тогда считался звездой. Ему было чуть за сорок, он был хорош собой, много снимался и очень нравился женщинам. Поклонницы встречали его у проходной, ждали после спектакля. Самые экзальтированные бежали за его машиной. Пожалуй, во всем театре только я одна относилась к нему равнодушно. Он на меня вообще внимания не обращал – принимал за актерского ребенка, которого не с кем оставить дома, поэтому родители таскают его на спектакли».

А ребенок-то был совсем непростым, и хрупкая внешность скрывала сильную, целеустремленную и вполне сформировавшуюся личность: «Мне было интересно общаться с ровесниками и вообще хотелось какой-то романтической любви, я ходила по театрам... Когда объявила родителям, что буду поступать в театральный, отец сказал: «Ну что ж, иди, если хочешь быть нищей». Он у меня потомственный военный, племянник маршала Жукова, хотел, чтобы и дети продолжали семейную традицию. Брат должен был стать военным медиком, я – военным юристом. «Не слушаешься – значит, будешь зарабатывать себе на жизнь сама». Я так и сделала. Первую зарплату получила, когда мне было пятнадцать, - как сейчас помню, 85 рублей. Но я была счастлива. Еще бы, в таком месте работаю! Это ведь театр легендарный. На этой сцене когда-то великая Алиса Коонен выступала – мне казалось, что за кулисами ее тень можно увидеть. Хотя на самом деле все было далеко не так романтично, как мне представлялось. Я работала костюмером. Приходилось гладить по 7-8 килограммов белья каждый день, носить костюмы и переодевать актрис во время спектакля. Иногда я не успевала все сделать за день и тогда приносила белье домой, и бабушка помогала мне стирать и гладить».

Знакомство произошло случайно: как-то после спектакля Пороховщиков просто поинтересовался у девушки, как ее зовут, и спросил, где она живет. Когда выяснилось, что Ира живет на Комсомольском проспекте, неподалеку от магазина «Дары природы», попросил привезти литровую банку квашеной капустки. Вот с такой романтики начинался роман, который длится уже более 20 лет.

Первое свидание состоялось только через два месяца. Вопреки ожиданиям Ирины, знаменитый актер не повел ее в кино или театр. Была долгая прогулка по Москве, бесконечные разговоры, после которых невозможно было расстаться: «После второй такой прогулки я в него влюбилась по уши – так, как можно только в пятнадцать лет влюбиться в своего первого мужчину. Потом я пришла к нему в гости, где все и случилось – как-то очень деликатно, естественно. Я так его любила, что была к этому готова, только не знала, как это происходит. А для него было откровением, что ребенок может испытывать такие чувства, он считал, что любить способна только женщина опытная, которая знает, что отдает и что получает взамен. Непонятная детская преданность была для него неожиданной, и я не скажу, что он сразу ее оценил, хоть и говорит сейчас, что влюбился в меня с первого взгляда. Он только сказал мне тогда: «Ты больше ни с кем не встречайся, потому что ничего нового для себя не откроешь. Вот если действительно влюбишься в кого-нибудь, тогда от меня уйдешь». Но после этих слов не стал вести себя со мной деликатней или мягче. Он был избалован женщинами донельзя и изменять своим привычкам не собирался».

Если жизнь Ирины изменилась в корне, и она с трудом скрывала от окружающих свое сумасшедшее счастье, то в жизни Пороховщикова вроде бы ничего и не изменилось. Он по-прежнему пропадал в шумных компаниях, никому не давал отчета в своих поступках и жил без оглядки на чужое мнение. Проводя вместе много времени, влюбленные должны были приезжать в театр отдельно и ничем не выказывать своих чувств: «Единственное проявление чувств, какое могли себе позволить, - тайком прикоснуться друг к другу во время спектакля. В «Оптимистической трагедии» был момент, когда на сцене на несколько секунд гас свет, и в это время мы протягивали друг другу руки. Никто ничего не замечал. Потом, конечно, все открылось, и такое началось...»

«Такое» началось летом, на гастролях, когда театр выехал со спектаклями в Барнаул. Жизнь в одной гостинице похожа на жизнь в коммунальной квартире – со всеми вытекающими последствиями, особенно, если речь идет об артистах… Пороховщиков отыграл свой репертуар и безмятежно уехал в Москву, а Ирину незамедлительно вызвали на партсобрание: «Всю ночь я прорыдала у себя в номере. Даже маме в Москву не могла позвонить – не хватало денег, чтобы оплатить междугородный разговор. А что было на следующий день, какие вопросы они мне задавали – вспоминать не хочется. Постановили меня уволить и выслать из Барнаула, можно сказать, по этапу».

Девушку спасла прима театра Вера Алентова, пожинавшая в то время плоды народного признания за роль Екатерины в фильме «Москва слезам не верит». Поэтому к ее заявлению о том, что если девушку вышлют, то она последует за ней, отнеслись со вниманием: «Только благодаря ее заступничеству я и осталась, никогда этого не забуду. Она да еще Саша Збруев – вот два человека, которые нас поддержали. Однажды Збруев и Пороховщиков вместе возвращались со съемок в одном купе и всю ночь проговорили. Как оказалось, обо мне. После этого Збруев позвонил моим родителям, с которыми был знаком, и попросил: «Не мешайте им, у них это очень серьезно». С тех пор хоть родители успокоились».

Этот роман оказался не нужным никому: ни родителям Пороховщикова, которые в роли невестки видели совсем не 16-летнюю неопытную «девушку ниоткуда», ни его друзьям, которым он нужен был холостым и щедрым, ни поклонницам, которые неизменно дожидались его после спектакля у служебного входа, ни… самому актеру, который высоко ценил свою независимость. Что же помогло девушке сохранить эти непрочные отношения? Да просто она любила и верила, а потому проявляла мудрость, непривычную в ее возрасте: «Я была уверена, что Саша рано или поздно оценит мою преданность. Но он в женскую привязанность не верил и к прочным отношениям не стремился. Может быть, он и хотел когда-нибудь иметь семью и детей, но на самом деле для него семьей были мама и папа. Он очень ценил свою независимость. Настолько, что мог подолгу не звонить, зная, что я каждый вечер сижу у телефона и жду. Мог подойти к одной из женщин, которые каждый вечер встречали его у театра с подарками, а потом сказать, что это ничего не значит – просто встретил старую знакомую. Одно время была у него еще такая привычка – часов в десять вечера он звонил мне из какого-нибудь ресторана: «Ира, я здесь с друзьями, ты приезжай, забери меня отсюда». Когда я приезжала, оказывалось, что его уже нет – уехал вместе со всеми. Тогда я хватала такси и начинала искать его по всем ресторанам, где он любил бывать. Иногда находила – он воспринимал это как должное. При этом не могу сказать, что он меня не любил, плохо ко мне относился. Просто привык так себя вести».

Перелом к лучшему в этих странных отношениях наступил только в середине 80-х. Однажды Александр Шалвович завел разговор о своем роде, о предках, и в частности, об аресте деда, который он отчетливо запомнил – не мог понять, почему люди не сопротивлялись, когда их уводили на расстрел: «Мы говорили об этом, и вдруг он сказал: «Если когда-нибудь за мной придут, я буду отстреливаться. А ты что будешь делать?». Оказывается, у него был такой тест – каждой своей женщине он рано или поздно задавал этот вопрос. И каждая, услышав это, испуганно спрашивала: «А что ты натворил?» После этого он с ней больше не встречался. А я не знала, что это проверка, но очень серьезно ответила: «Если ты начнешь отстреливаться, я буду подавать патроны». Потом выяснилось, что это все и решило».

Из «моей девушки» и «просто Иры» Ирина постепенно превратилась в «мою невесту». Если раньше ей приходилось искать его, то теперь Александр Шалвович сам забирал ее из ГИТИСа, где она училась на театроведческом. Переживал, если она задерживалась. Обзванивал знакомых и приходил без предупреждения: «Когда я в очередной раз задержалась где-то и пришла поздно, устроил мне допрос. Тут я в первый раз и спросила его: «Почему ты меня допрашиваешь?» Он ответил: «Ты моя жена»». Дело медленно, но неуклонно шло к свадьбе, но с предложением Пороховщиков медлил.

У Ирины началась самостоятельная жизнь. Ее стали охотно печатать, театральные обзоры и рецензии, подписанные фамилией «Жукова», издавали в Америке, в Эмиратах. Из костюмерного цеха она перешла в литературную часть, затем последовало приглашение в Малый театр...

Официально Александр Пороховщиков и Ирина Жукова зарегистрировали отношения лишь в середине 90-х: «Честно говоря, я уже не верила, что это когда-нибудь произойдет. Я ведь никогда не ставила ему никаких условий, ничего не требовала. Поэтому он и не думал о том, чтобы оформить наши отношения, - привык, что у него есть семья, а то, что мы не расписаны, ему и в голову не приходило. Ну и я стала считать, что это нормально. Но когда он, не предупредив, надел мне обручальное кольцо на палец прямо в ювелирном магазине, я начала рыдать. Вернувшись в Москву, мы сразу же расписались».

Несмотря на обилие женщин в своей жизни, с любовью Александр Шалвович говорит только о двоих: о маме и своей жене Ирине: «Выше мамы в мире просто ничего не существует: ни государства, ни правительства. Всю свою жизнь, все поступки я просматриваю через маму, для меня мама – это ходячая доброта, а без доброты жизнь невозможна…Она была святой». По его словам, именно духовная близость Ирины и его матери и определила выбор: «Когда я встретил Иру, то был поражен: настолько она похожа на мою маму. Не внешне, а внутренне, духовно. У нас огромная разница в возрасте, но мы этого не чувствуем». Как-то Александр Шалвович признался, что его мечта – обвенчаться с Ириной в церкви и внести ее в церковь на руках – так ему хотелось бы искупить свою вину перед любимой женщиной.

Память сердца.

Богатый эмоциональный опыт послужил основой фильма «Цензуру к памяти не допускаю» (1991), где Александр Пороховщиков появился не только как исполнитель главной роли, но и как сценарист и режиссер. До этого Александр Шалвович выступил режиссером автобиографических фильмов «9 мая» (1987) и короткометражки «Родина» (1987).

Фильм с самого начала повел себя удивительно: он требовал участия самых близких для Пороховщикова людей – его мамы и Ирины. Если получить согласие Ирины оказалось достаточно легко – она должна была сыграть саму себя – главную женщину в жизни главного героя, то с мамой вышло труднее: в то время она была прикована к постели после инсульта, говорила с трудом. Эта ситуация неожиданно разрешилась самым счастливым и неожиданным образом: «Когда я написал сценарий, подошел к ней: «Галя, прошу тебя сняться в роли моей матери». (За эту идею коллеги сочли меня сумасшедшим: «Ты гестаповец, у тебя мать на ладан дышит, а ты ее на съемки тащишь»). Но мама ответила: «Я согласна». Мы ее погрузили на носилки и в «скорой помощи» повезли на другой конец Москвы. Там съемочный интерьер, комната, где она должна лежать. Суета! Гримеры, осветители, операторы. Мама все выдержала, снялась. Целый день лежала, курила. Вечером я присел отдохнуть, вдруг кто-то меня за плечо трогает: «Ну что, лысый, поехали». Открываю глаза – и едва чувств не лишился: передо мной моя мама. «Заводи, - говорит, - свою «шарманку». Мама встала! И она еще несколько лет жила, сама ходила в магазин. Вот! Существует же Создатель! А когда снимали финал, где мой герой бежит по шоссе, вдруг на фоне неба возник огромный крест. Его вся группа видела. Пока возились, он почти исчез, только чуть-чуть отсняли».

В октябре 1992 года, в день премьеры фильма в кинотеатре «Октябрьский», Пороховщиков едва не погиб в автомобильной аварии. В тот день он возвращался домой на своем стареньком «жигуленке» и на одном из перекрестков столкнулся со встречным автобусом. К счастью, удар пришелся на противоположную от актера сторону, и ему удалось избежать печального исхода. А вот автомобиль ремонту не подлежал.

Между тем, фильм продолжал преподносить сюрпризы своему автору: «После телевизионного показа стали звонить какие-то люди: «Где вы были раньше?! Ваша картина достойна фестивалей, но они уже прошли»». Началось путешествие картины по разнообразным европейским и отечественным фестивалям: фестиваль в Сан-Ремо (четвертое место), Канны, кинофестиваль в Сан-Рафаэле (главный приз «Золотой парус», 1993), «Кинотавр» (главный приз и приз зрителей «За исповедальность»), фестиваль в Бердянске (главный приз, 1999). Успех фильма вдохновил Александра Шалвовича на написание новых сценариев: «У меня рука сама начинает писать, и я сижу по пять-шесть часов не вставая. Мне папа, когда еще жив был, как-то говорит: «Ты же с ума сойдешь, вон глаза кровью налились, исхудал, не ешь ничего». А я не могу остановиться: как будто кто-то свыше водит моей рукой. Так я и в кино снимаюсь: до тех пор не пойду, пока меня внутри не укусит за сердце кто-то. Тогда я готов хоть эпизод, хоть даже бессловесную роль играть».

Странное время.

Главная роль в собственном фильме стала тем редким случаем в 90-е годы, когда недюжинный талант Пороховщикова был востребован по-настоящему. В других фильмах ему доставался весьма посредственный материал – роли мафиози, крупных чиновников и прочих «серьезных мужчин», в которых за непроницаемой внешностью супермена угадывалась тонкая и ранимая душа. Впрочем, одно только присутствие Пороховщикова на экране обеспечивало фильму если не успех, то определенный зрительский интерес.

Как и многие другие актеры, Пороховщиков снимался в рекламе, но при этом оставался честным с собой и со зрителями: «Поскольку у меня есть семья, люди, за которых я отвечаю, мне приходится заниматься бизнесом, тратить золотое время на какие-то потусторонние вещи. Зарабатываю деньги, чтобы снимать кино. Раньше мы ездили по стране с концертами. Сейчас приглашают в рекламу. Пару раз я снялся, правда, ролики были смешные и симпатичные. А презервативы и другие противозачаточные средства не хочу рекламировать, хотя предлагают за полминуты съемок шесть тысяч долларов. Жена сказала: «Попробуй только согласись, домой можешь не приходить». Ирочка права, тем более, что я ею безумно дорожу».

В это время девизом Пороховщикова стали слова пушкинского Скупого рыцаря: «Я знаю мощь мою. С меня довольно сего сознания». Неоднократно приходилось принимать не самые удачные приглашения, чтобы заработать деньги на лекарства для тяжело больной матери: «Я мог сняться в двух-трех фильмах в эпизоде только для того, чтобы достать деньги на лекарства для мамы. Роли предлагали замечательные, и я отдавал их мгновенно, просто потому, что я понимал, что направление спектакля идет к дешевому выражению. Я приходил к режиссеру и говорил: «Я не буду работать»».

В 90-х, когда кинопроцесс сводился к бесконечным фестивалям и кинотусовкам, Пороховщиков оказался в стороне. Но это был его выбор: «Фанаберию не люблю. Все эти презентации и фестивали, где бесконечно жуют. Вы мне кино ваше покажите, ваше творчество, за которое вы получаете медали. Я вижу только поцелуи взасос, «ты гений - я гений», в плавках ныряем в море. И все хуже, хуже и хуже становится. Вы меня потрясите хоть своим провалом! Я называю это водопроводным искусством. Но даже в водопроводе, когда включаешь кран, бывает иногда какое-то бульканье, а тут и этого нет! Шаляпин говорил, что в искусстве есть только две точки: или великий взлет, или великое падение - среднего не дано. Надо так провалиться, чтобы сказали: «Вы видели, как Пороховщиков провалился? Не видели? Срочно смотреть!» Это равносильно взлету».

С 2000 года Александр Шалвович стал чаще появляться в кино: в сериалах: «День рождения Буржуя» (2000, реж. А. Матешко), «Черная комната» (2000, реж. А. Звягинцев), «Империя под ударом» (2000, реж. В. Хотиненко), «Под Полярной звездой» (2001, реж. М. Воронков), «Тайный знак: возвращение хозяина» (2003, реж. Н. Эген), «Даша Васильева. Любительница частного сыска» (2003, реж. А. Матешко), «Слепой» (2004, реж. С. Лялин), «Авантюристка» (2005) и полнометражных фильмах: «Женщин обижать не рекомендуется» (2000, реж. В. Ахадов), «Игра в модерн» (2002, реж. М. Коростышевский), «Чердачная история» (2004, реж. Г. Евтушенко), «Рождественские истории» (2005). Одна из последних работ актера - роль в популярном сериале «Кадетство».

Большую часть заработанных денег Александр Шалвович вкладывает в восстановление дома-музея Пороховщиковых в Староконюшенном переулке.

Родовое гнездо.

О существовании дома, принадлежавшего когда-то его предкам, Александр Шалвович узнал только в середине 90-х, когда просматривал семейные фотографии. Дом на фото выглядел странно знакомым – мимо него он часто проходил, когда работал в Театре им. Вахтангова и учился в Щуке. Однако никогда не обращал внимания на табличку у входа. А следовало бы, поскольку и эта табличка, и сам дом имеют к нему самое непосредственное отношение: здесь жили Пороховщиковы еще в XIX веке, а хозяином дома был прадед актера.

Разрозненные воспоминания детства обрели очертания и форму: Александр Шалвович наконец понял, куда уходили мама с бабушкой, оставляя его играть на Старом Арбата, и почему возвращались с заплаканными глазами.

С тех пор Александр Шалвович всерьез увлекся историей дома. Он выяснил, что построен был этот особняк в 1871 году. Но он не был основным домом Пороховщиковых. Они жили в кирпичном здании, выходящем фронтоном на Старый Арбат.

После всяческой бюрократической возни и волокиты в 1996 особняк удалось арендовать у правительства Москвы на 49 лет, и началась приятная, но утомительная работа по его восстановлению: «Когда мы взялись за реконструкцию, имели весьма отдаленное представление, в каком состоянии находится этот дом. Снаружи-то он выглядел достаточно пристойно. Когда же копнули изнутри, оказалось, что степень его износа просто катастрофическая».

Однако реконструкция дома – это всего лишь часть фамильного дела Пороховщикова. В последние годы он вплотную занялся поиском материалов для создания в этом доме музея своих прадеда и деда, воссозданием своего родового древа, благо для этого доступны теперь многие закрытые архивы. Он днями просиживал в библиотеках, рылся в архивах: «Мне удалось столько любопытного узнать о Пороховщиковых. Теперь уже у нас есть исторические документы XVI века, рассказывающие о столбовых дворянах Пороховщиковых. А военный сценарист Евгений Месяцев поделился со мной своей находкой: он натолкнулся на бумаги, где упоминались Пороховщиковы, датированные аж XIV веком...»

Фамильная гордость не позволяет Александру Пороховщикову обращаться к заграничным родственникам с предложением принять участие в восстановлении родового гнезда своими капиталами. Хотя некоторые из них приезжали в Москву, видели дом и предлагали свою помощь. «Вот подниму дом из руин, тогда и соберемся все вместе, чтобы отпраздновать возрождение рода. По сравнению с ними я – единственный, кто остался с голым задом из всех ветвей рода Пороховщиковых. И для меня принципиально важно доказать, что я тоже кое-что могу».

Но Пороховщиков мечтает не о статичном доме-музее. Ему хочется воссоздать там атмосферу доброты, наполнить его жизнью, детскими голосами. А для этого – устроить в нем еще и театр детской игрушки... Потому что дом для него – это семья, это радость жизни. «Если тебе в семье хорошо, то и государству, в котором ты живешь, тоже хорошо. Если в семье плохо, то и в государстве плохо. Семейные гнезда ведь в нашей стране разорили, потому всем нам и плохо. Потому что бесцеремонно влезали в жизнь семьи. И никто не знает, где та граница, за которую и переступать нельзя без приглашения».

Александр Пороховщиков о:

... русских женщинах: Я женщин боготворю и считаю, что все вы – создания неземные. Но я в каждой женщине ищу свою маму. И это не эдипов комплекс – не надо путать. Музыка, медицина и женщина вот три начала, которые я понять и объяснить не могу. Что это такое? Мужики бывают похожи, женщины все разные. Как бы ни был глубок мужчина, он все равно примитивен. И исповедуя любовь к женщине, я ставлю впереди Мать, не только свою, а любую женщину, которая рожает детей. Я завидую вам, потому что я – мужик.


Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Опрос

Нравиться ли вам сайт?

Лучший!
Неплохой!
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился