Главная » Политика » Газета.RU выясняла с экспертами, будут ли военные усмирять «евромайдан», что такое «титушки» с милицией и демонстранты с фанатами

Газета.RU выясняла с экспертами, будут ли военные усмирять «евромайдан», что такое «титушки» с милицией и демонстранты с фанатами

О событиях в Украине
Третий фронт «евромайдана», «титушки» с милицией, Внутренние войска и Беркут, радикалы с Правого сектора, активисты в эмиграции и демонстранты с фанатами, а также армия - в этом конгломерате противоборствующих сил, в котором уже, кажется, нет места ни власти, ни оппозиции, питались разобраться авторы российской Газеты.RU.

Футбольные фанаты встали на защиту «евромайдана»

Газета.RU выясняла с экспертами, будут ли  военные усмирять «евромайдан», что такое «титушки» с милицией и демонстранты с фанатами
Антиправительственные акции в городе Черновцы Антиправительственные акции в городе Черновцы
Фотография: Reuters


27.01.2014, 19:03 | Максим Швейц (Киев)

Украинский протест расширяется. К нему подключились не только футбольные фанаты, но и украинские эмигранты, пикетировавшие посольства своей страны в десятках европейских, американских и азиатских городов. Между тем в Киеве обсуждается сценарий введения в стране чрезвычайного положения.

Передовая украинского протеста переместилась с улицы Грушевского в Киеве в регионы.
Страсти кипят сейчас не в Киеве и не в западных регионах страны, а на юге и востоке. На улицах Днепропетровска, Харькова, Донецка, Одессы, Черкасс, Сум и других городов вспыхивают ожесточенные столкновения.

Демонстрантам, вооруженным палками и камнями, противостоят милицейский спецназ и «титушки».

Вторые и третьи действуют заодно, даже не скрывая этого обстоятельства.


В Днепропетровске МВД назвало титушек с палками «добровольными помощниками» (видео)
«Титушки», которых собрали в здании Днепропетровской ОГА под прикрытием милиции, нападали на людей группами, избивая их, стреляя из пневматического оружия и поливая водой.

На видео: 26 января титушек инструктируют и вооружают палками в здании Днепропетровской ОГА.
В милиции Днепропетровской области заявили, что не знают, как титушки попали внутрь здания облгосадминистрации и почему палками разгоняли участников протестов под ОГА.
«Возможно, это были добровольные помощники», – сказал г-н Бабенко.
Кроме того, он сообщил, что милиция не задерживала молодых людей с желтыми лентами на рукавах.
В то же время по свидетельствам очевидцев, во время разгона людей титушки стреляли в них из травматического оружия.
Двое пострадавших во время нападения журналистов Наталья Беловицкая и Ярослав Маркин передали г-ну Бабенко свои заявления.


На защиту евромайдановцев в регионах встали ультрас, фанаты таких футбольных клубов, как донецкий «Шахтер», днепропетровский «Днепр», харьковский «Металлист» и одесский «Черноморец». Ультрас регулярно вступают в силовое противостояние с милиционерами, защищают оппозиционеров от нападений «титушек», публикуют в соцсетях призывы выходить на улицы и «не быть овощами».

Попытки взять штурмом областные госадминистрации предпринимались уже в Запорожье, Днепропетровске, в Харькове. В Черкассах и Сумах здания даже временно захватили, но милиционерам удалось их отбить.

Под контролем митингующих — полтавская и черниговская администрации и все 11 западных областей Украины.

«Мы подняли голову после того, как стало ясно, что эта власть преступна по своей сути. Она нанимает бандитов, которые похищают людей. Держит активистов в судах, как заложников. Почему мы не должны иметь права на мирный протест, мы не понимаем. Пусть вот менты нам и объяснят», — рассуждает 49-летний харьковчанин, инженер Владимир.

«Власть озверела, людей защищать, кроме нас, некому.
Мы не пускаем слюни по поводу Европы, не верим в то, что Кличко сможет изменить Украину и что после него люди будут лучше жить.
Мы просто показываем, что если в стране нет достатка, то в ней хотя бы должна быть свобода. А ее Янукович у нас забрал. И за это мы заберем у него президентский пост», — объяснил суть протестов на востоке Украины 25-летний фанат харьковского «Металлиста» Анатолий.

Последние вести с юго-восточного «фронта»: в Чернигове демонстранты взяли в осаду еще и облсовет. А в одесской облгосадминистрации понедельник и вторник объявлены выходными. Поддержать митингующих в Донецке выдвинулись около 500 активистов «Правого сектора». Там тоже были ожесточенные стычки между евромайдановцами и «титушками» с милицией.

В Киеве пока все относительно спокойно. Активисты организации «Спільна справа», правда, захватывают по одному зданию в сутки. В субботу они беспрепятственно вошли в здание министерства сельского хозяйства и аграрной политики. В ночь с субботы на воскресенье взяли штурмом Украинский дом (бывший музей Ленина). В воскресенье захватили здание минюста на улице Городецкого.

Руководит акциями Александр Данилюк, один из «полевых командиров» Майдана.

«Вот так, потихонечку, дойдем и до администрации президента», — говорит он корреспонденту «Газеты.Ru».

В «сельском» доме оппозиционеры организовали медпункт, в украинском — пункт обогрева и еще одно здание штаба. В обоих помещениях — идеальный порядок. Волонтеры здесь моют полы, следят за порядком, не пускают «посторонних». Здание минюста утром в понедельник решили все же освободить: ресурсов для его удержания пока нет.

Сформировался и «третий фронт» Майдана — украинские активисты в эмиграции.

Они пикетируют посольства своей страны в Риме, Милане, Париже, Нью-Йорке, Куала-Лумпуре, Лондоне, Барселоне, Мадриде, Лиссабоне, Чикаго, Рио-де-Жанейро и десятках других городов по всему миру. Требование у демонстрантов одно — применить санкции к чиновникам и олигархам, поддерживающим (гласно или негласно) украинский режим.

«Час Ч» для украинской власти должен наступить во вторник. С согласия президента Верховная рада будет в этот день голосовать за поправки к «диктаторским» законам 16 января и, возможно, за введение в стране режима чрезвычайного положения. Он, как уверены все оппозиционеры и политологи в Киеве, только спровоцирует на Украине многомиллионные акции протеста.

«Оптимисты» ждут во вторник от депутатов раскола, массового выхода из Партии регионов и формирования нового, оппозиционного большинства в парламенте.

Будет новое большинство — можно голосовать и за возврат к конституции 2004 года (по которой Украина — парламентская, а не президентская республика), и за отмену «позорных» законов Олейника — Колесниченко, и за восстановление переговорного процесса с Европой.

Если же ничего этого не случится, негласное перемирие между активистами и силовиками в центре Киева закончится, и в городе опять начнутся бои с использованием горящих автомобильных покрышек. И на этот раз силовики вряд ли снова окажутся победителями, убежден независимый политолог Алексей Блюминов.

«Радикализация создает ситуацию необратимости. Введение ЧП со всей ясностью покажет, что режим не контролирует всю территорию страны.

Невозможность обеспечить режим ЧП на всей территории Украины обрушит сначала административную, а за ней и силовую вертикаль»,

— прогнозирует эксперт.

Признаки того, что многие депутаты из Партии регионов готовы перейти на «сторону народа», уже появились. Так, член фракции — народный депутат Николай Рудьковский зарегистрировал в Верховной раде законопроект, запрещающий «беркутовцам» использовать огнестрельное оружие. Более того, документ предлагает расформировать это подразделение вообще.

А первый заместитель председателя комитета рады по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Геннадий Москаль уже потребовал объяснений от МВД: по его данным, милиция готовит зачистку админзданий, а регионал считает это недопустимым. «Пусть знают, что мы об их планах информированы», — резюмировал депутат.

«Люди идут впереди нас»
Митингующие на Украине захватывают госучреждения
Газета.RU выясняла с экспертами, будут ли  военные усмирять «евромайдан», что такое «титушки» с милицией и демонстранты с фанатами
Фотография: РИА Новости
27.01.2014, 10:58 | Александр Братерский (Киев)

В последние несколько дней радикально настроенные сторонники оппозиции захватили обладминистрации в 12 областях Украины. Продолжаются атаки на госучреждения и в Киеве.

Министр юстиции Украины Елена Лукаш заявила в телеобращении, что если протестующие, захватившие здание минюста по улице Городецкого, не освободят помещение, то она обратится в Совет национальной обороны и безопасности с требованием обсудить вопрос о введении в стране чрезвычайного положения.

Между тем сегодня лидеры оппозиции продолжат переговоры с президентом страны Виктором Януковичем. Основные свои предложения политическим оппонентам президент представил в минувшие выходные. У лидеров Майдана времени практически нет — во вторник, когда Рада соберется на внеочередную сессию —нужно дать ответ на предложения Януковича.

Оппозиционерам предложены правительственные посты в обмен на прекращение стояния на Майдане.

Лидеру фракции «Батькивщина» Арсению Яценюку было предложено возглавить правительство страны, а главе партии УДАР Виталию Кличко — стать вице-премьером по гуманитарным вопросам. Яценюк — единственный из лидеров оппозиции, который занимал крупные государственные посты. Он был министром иностранных дел и председателем Верховной рады. Яценюк, похоже, не прочь принять предложение президента, однако при соблюдении ряда условий — подписания соглашения об ассоциации с ЕС, освобождения политзаключенных и конституционного ограничения власти президента.

Точный ответ оппозиционеры должны дать во вторник, когда в Киеве пройдет внеочередное заседание Рады, в ходе которого будут внесены поправки в законы о массовых мероприятиях, вызвавшие недовольство оппозиции.

Эксперты уверены, что протестующих на Майдане совершенно не устраивает вхождение оппозиционеров в правительство.

Сами ее лидеры Арсений Яценюк, Виталий Кличко и националист Олег Тягнибок не могут выступать в качестве лидеров протеста. «Они не отвечают уровню пожеланий Майдана. Никто из них не является лидером протестного движения. Они превратились в посыльных и носят весточки туда-сюда», — говорит эксперт корпорации стратегического развития «Гардарика», политолог Константин Матвиенко. «Оппозиция находится в положении догоняющего», — считает он.

«Народ настроен радикальнее, чем мы, и те полумеры, что мы предлагаем, уже никого не устраивают. Люди идут впереди нас», — подтверждает его слова депутат от партии УДАР Виктор Чумак.

Радикализм противников президента выплескивается не только в Киеве, но и в других областях страны. За последние несколько дней сторонники оппозиции захватили обладминистрации в 12 областях страны, в том числе во Львове, Тернополе, Ровно, Ивано-Франковске, Хмельницком, Луцке.

Почти каждый новостной эфир украинского телевидения начинается с репортажа о том, что сторонники Майдана захватили очередное здание областной администрации. В воскресенье после проведения оппозиционного митинга сторонники оппозиции пытались взять под свой контроль здание администрации в Запорожье.

Политический аналитик Вячеслав Пиховшек считает, что захват административных зданий осуществляют «экстремисты второго уровня» из числа националистов, для которых авторитетом не является даже наиболее радикальный лидер оппозиции, глава фракции партии «Свобода» Олег Тягнибок.

Он называет ситуацию «опасной». «В этих регионах находится немалое количество воинских частей, несколько АЭС, — перечисляет эксперт. — Сегодня, когда в ход идут «коктейли Молотова», даже оппозиция не применяет словосочетание «мирный протест». Они понимают, что чем более радикальными они будут, тем больше они попадают на поле электората из западных регионов страны».

Молодые люди из западных регионов Украины действительно выделяются на фоне других защитников Майдана — они охотно позируют под портретами героев Украинской повстанческой армии (УПА) и прогуливаются по Майдану в балаклавах и с бейсбольными битами в руках.

Однако в украинском обществе уже нет столь резкого неприятия образа УПА, говорит украинский политолог Константин Матвиенко. «Если поколение назад можно было пугать «фашиствующими бандеровцами», то сегодня это вызывает только смех», — говорит Матвиенко.

В воскресенье тысячи киевлян пришли проститься с членом националистической организации УНА-УНСО, белорусом по национальности Михаилом Жизневским. Гроб с его телом по улицам города несли несколько человек в камуфляжной форме и в черных балаклавах на голове.

Кроме Жизневского жертвой противостояния стал и киевлянин (он из Днепропетровщины, ред.) армянского происхождения Сергей Нагоян — он погиб на улице Грушевского от огнестрельного ранения. Еще одной жертвой столкновений стал житель Львова Юрий Вербицкий. Его тело нашли в лесополосе недалеко от города.

Политолог Матвиенко сравнивает погибших с молодыми людьми, убитыми в августе 1991 года во время попытки свержения советского президента Михаила Горбачева. «Те стали последними героями Советского Союза, а эти стали героями Украины», — говорит Матвиенко.


«Если армия выйдет на улицу — она перейдет на сторону народа»
Украинские военные не будут усмирять «евромайдан»


Газета.RU выясняла с экспертами, будут ли  военные усмирять «евромайдан», что такое «титушки» с милицией и демонстранты с фанатами
Фотография: Stoyan Nenov/Reuters

26.01.2014, 14:11 | Александр Братерский (Киев)

Может ли президент Виктор Янукович пойти на силовой сценарий, какие настроения царят среди сотрудников МВД и вмешается ли в конфликт армия? На эти и другие вопросы «Газеты.Ru» ответил экс-глава военной разведки Украины, руководитель независимого аналитического центра геополитических исследований «Борисфен Интел» Виктор Гвоздь.

— Протест в Киеве вспыхнул после того, как Виктор Янукович отказался подписывать интеграционные соглашения с Евросоюзом. Но теперь лозунги евроинтеграции забыты, протестующими движет именно неприязнь к власти…

— Лидеры оппозиции не были готовы к такому повороту событий. Люди взяли инициативу на себя, появилась третья сила — общественные организации, которые неподконтрольны лидерам протеста.

Про евроинтеграцию уже никто не вспоминает — главные требования направлены против власти.

Тем более что власть не сделала ни одного шага навстречу протестующим.

Сейчас, когда пролилась кровь, лидеры оппозиции все же пытаются взять ситуацию под контроль, и им это с трудом пока удается.

Пытаются действовать международные посредники, но посредничество, а это я знаю еще с Балкан, — это затяжка процесса, и сам этот путь может быть долгим и привести в конце концов к полной дестабилизации.

Плюс мы стали объектом геополитической игры со стороны России, США и ЕС.

— Можно говорить, что все эти игроки используют ситуацию в своих целях?

— Да, и завершением этих сценариев должен стать раздел Украины. Cейчас по этому скользкому пути идет власть, но что интересно, на Майдане есть люди со всех регионов Украины.

Из восточных — меньше, но и там происходят события: в Полтаве, Черкассах, Донецке, Луганске, где выходят для защиты «евромайдановцев» даже футбольные болельщики, так называемые «ультрас».

Украинцы жили в разных цивилизационных сферах влияния: но если на Западе помнят борьбу против коммунистического режима в 50-х годах, то восточные регионы помнят 20–30-е годы.

И сейчас у людей мотивация борьбы против нынешней власти зашкаливает так, что они готовы идти на все.

— Нет ли опасности, что ультраправые элементы могут взять верх в протестном движении?

— «Правый сектор» — это ребята, которые готовились не один год, и их время сегодня, к сожалению, пришло.

Железная дисциплина, хорошая тактика уличных боев — они хорошо организованы. Правда, говорят, что в рядах тех, кто начал противостояние на улице Грушевского, были провокаторы и их могли использовать как бикфордов шнур для дестабилизации обстановки в целом, с целью дальнейшего разгона Майдана. Но ситуация вышла из-под контроля.

— Армия сохраняет нейтралитет, но может ли наступить такой момент, что военные будут вынуждены вмешаться в конфликт?

— Военные заняли позицию не вмешиваться в конфликт и не применять оружия против мирных людей.

Я знаю настрой среди командного состава вооруженных сил. Они не будут вмешиваться в конфликт по разным причинам, которые бы мне не хотелось озвучивать.

Но если армия Украины выйдет на улицу — она моментально перейдет на сторону народа. Cложится ситуация как с танковым батальоном в августе 1991 года в Москве — думаю, что это одна из причин, почему власть не выводит войска.

— А какие настроения в милиции и внутренних войсках МВД?

— Они понимают, что их подставили — используют в первой линии, младший состав и офицерское звено брошено вперед, а «Беркут» стоит сзади. Везде в отношении «Беркута» звучит слово «спецназ». Но какой это спецназ? Есть армейский спецназ: люди, где один за двадцать человек, а «Беркут» — это каратели, которые могут проиграть, если они столкнутся с соответствующей силой. Их действия неадекватны, и это вызывает неприязнь со стороны их бывших коллег.

Но они хорошо идеологически обработаны и финансово мотивированы.

На Майдане тоже много бывших военных, спецназовцев, «афганцев», и если дойдет до оружия, сценарий может стать непредсказуемым. Власть, к сожалению, применяет силу там, где ее не надо применять, а на силу всегда есть ответ — сила.

Тут все сплелось в один клубок — политический и социальный кризис, страшная коррупция и борьба за власть между властью и оппозицией.

И все это превратилось в своеобразный политический «коктейль Молотова», который очень тяжело потушить. Властям надо было решать эту ситуацию полтора месяца назад, а сейчас, что бы они ни делали, ситуация играет против них. На сегодняшний день власть не осознала, у какой опасной черты она находится.

— Есть ли люди в окружении президента, которые понимают, что ситуация может дойти до катастрофического сценария?

— Мне приходилось работать под началом Виктора Януковича — он неглупый человек, прагматичный, жесткий и при всех своих положительных чертах — очень упрямый, хитрый и даже где-то циничный.

Но он-то понимает, что если он сдаст хотя бы одного своего министра — посыплется вся система.

Практически вся власть сегодня в руках «донецкого клана» и особенно в силовых структурах. Януковича будто специально подставляли – тут и разгон демонстраций, штурм Майдана, нелегитимное принятие антидемократических законов, использование так называемых эскадронов смерти, где переплелись правоохранители и криминал с целью уничтожения активистов.

Но по последним телевизионным картинкам я понял, что какой-то внутренний слом у него произошел, и я думаю, что он должен сделать выводы из происшедшего — пойти на серьезные компромиссные решения.

Хотя Рубикон уже дважды перейден. Но для Украины модно переходить его трижды и в одну реку заходить дважды.

— Может ли президент Янукович пойти на досрочные выборы?

— Я считаю, что может, но только тогда, когда у него уже не будет другого варианта. А это когда вся власть в регионах перейдет в руки народа. Но в этой ситуации его никто уже спрашивать не будет.


Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Создать аккаунт

Популярное

    Опрос

    Нравиться ли вам сайт?

    Лучший!
    Неплохой!
    Устраивает ... но ...
    Встречал и получше
    Совсем не понравился

    Сайты друзей